Преимущества и трудности
В некоторых ситуациях ты можешь получить преимущества или столкнуться с трудностями. Запиши их в виде короткой фразы или словосочетания, если это длительные эффекты, или запомни, если речь идёт о чём-то сиюминутном. У каждой такой фразы есть числовой показатель — масштаб. Это количество кубиков, на которое повышается или понижается твой шанс. Перед масштабом для наглядности ставится знак + или − в зависимости от того, имеем ли мы дело с преимуществом или трудностью.
Сценарист скажет, когда преимущество или трудность потеряет актуальность: они могут как оказаться подспорьем или помехой для одного действия, так и сохраниться надолго.
Преимущества
Главные герои и персонажи второго плана могут не только опираться на собственные силы, но и пользоваться преимуществами, которые увеличивают их шанс. Удачное стечение обстоятельств, удобное место, помощь товарищей, благословение, результат успешного манёвра — источники преимуществ.
Насколько преимущество повышает шанс героя, обычно решает сценарист, руководствуясь логикой и здравым смыслом. В некоторых ситуациях масштаб преимущества определяется выигрышем персонажа, например когда речь идёт о манёвре или о помощи.
Преимущество | Масштаб |
---|---|
Небольшое | +1 |
Приятное | +2 |
Заметное | +3 |
Впечатляющее | +4 |
Невероятное | +5 и больше |
Преимущество редко является универсальным. Оно актуально для какого-то конкретного действия или занятия. В первую очередь обращайтесь к истории и логике повествования и лишь потом подсчитывайте числа.
Персонажи вправе сами создавать преимущества, улучшая условия труда, давая ценные советы или вдохновляя друг друга.
Чтобы получить преимущество в бою или иной ситуации, когда время имеет значение, герою нужно совершить манёвр.
Примеры преимуществ: любимое святилище божества, профессиональная мастерская, полезный совет, вдохновляющая речь, стратегически выгодная позиция, надёжное укрытие, благословение божества, богатый на дичь лес, крупная цель и т. п.
Как избавиться?
Когда у тебя возникает желание избавить оппонента от преимуществ, руководствуйся логикой повествования и не подходи к этому вопросу формально. Иногда потребуется воплотить целый замысел, но при некоторых обстоятельствах даже кости бросать не придётся. Порой нужно приложить много усилий, чтобы получить преимущество, а соперник способен легко свести на нет все труды. Нечестно? Зато достоверно. Иногда даже друзья случайно лишают тебя преимуществ, действуя опрометчиво или не обладая всей полнотой информации.
Лишить кого-нибудь преимущества можно следующими способами:
- Воплотить подходящий замысел, размах которого равен масштабу преимущества.
- Изменить обстоятельства таким образом, чтобы преимущество утратило актуальность.
- Повлиять на источник преимущества.
Трудности
Приключения довольно часто сопровождаются разнообразными трудностями, которые снижают шанс героев на успех, но добавляют интереса к происходящему. Если бы персонажам всё всегда легко давалось, в этом не было бы подвига и драмы. Любая история успеха становится гораздо более увлекательной, если героям приходится преодолевать препятствия. Бывают трудности, от которых можно избавиться, изменив условия или просто покинув определённое место. Зачастую для этого даже не нужно бросать кости. Но существуют трудности, от которых избавиться не так-то просто.
Насколько снижает шанс героя та или иная трудность, решать тебе, сценарист. Руководствуйся сложившейся ситуацией и здравым смыслом. Если из-за трудности шанс героя падает до нуля, значит, для него она непреодолима.
В некоторых ситуациях масштаб трудности определяется выигрышем персонажа, например когда речь идёт о манёвре или о том, чтобы кому-нибудь помешать.
Трудность | Масштаб |
---|---|
Незначительная | −1 |
Умеренная | −2 |
Серьёзная | −3 |
Чудовищная | −4 |
Едва преодолимая | −5 и больше |
Трудность может существовать сама по себе (холод, жара, снег, темнота) или быть результатом манёвра (жуткие завывания мешают противнику сосредоточиться, сеть опутывает жертву и не даёт ей двигаться и т. п.). Иногда она появляется, когда кто-то пытается помешать персонажу. Трудности, раны и увечья схожи тем, что все они снижают шанс. Однако трудности никогда не вызывают долгосрочных последствий, в отличие от ран, которые могут превратиться в увечья или даже привести к гибели либо безумию. Из-за ран персонаж рискует оказаться сломленным, в то время как трудность приводит лишь к беспомощности. Более того, сломленный теряет способность участвовать в сцене, а беспомощный вправе использовать силы, на которые не влияет трудность.
Между трудностями и ранами есть ещё одно отличие. Количество ран, которые может получить персонаж, зависит от его стойкости, а масштаб трудности, которую герой способен преодолеть, зависит от количества сил, которыми он вправе воспользоваться в сложившейся ситуации. Сценарист, обрати внимание, что грань между трудностью и, например, опасностью очень тонкая. Если холод незначительный, он может вызывать лёгкий дискомфорт −1 и перестанет быть трудностью, как только персонаж наденет что-нибудь тёплое или разведёт костёр. Однако если ты хочешь, чтобы жуткая стужа вызывала обморожение, то это уже опасность, которая обладает силами, наносит раны и может привести к увечью.
Как избавиться?
Пытаясь избавиться от трудности, руководствуйся здравым смыслом и не подходи к этому вопросу формально. Порой требуется воплотить целый замысел, чтобы стало легче действовать. А иногда даже кости бросать не нужно.
Избавиться от трудности можно следующими способами:
- Воплотить подходящий замысел, размах которого равен масштабу трудности.
- Изменить обстоятельства таким образом, чтобы трудность утратила актуальность.
- Повлиять на источник трудности.
Примеры трудностей
Ниже приведены примеры трудностей, с которыми путешественники и искатели приключений сталкиваются регулярно. Мы исходим из собственного опыта и отвечаем здесь на вопросы, которые чаще всего задают игроки. Если ты, сценарист, посчитаешь некоторые трудности лишними, просто откажись от них.
Некоторые цели поразить сложнее из-за их небольшого размера.
Размер цели | Масштаб |
---|---|
Средняя (живот человека, волк, канистра с бензином) | −1 |
Небольшая (предплечье человека, голова человека, куропатка, кошка) | −2 |
Мелкая (револьвер, ступня человека, голубь, банка газировки) | −3 |
Крошечная (мышь, глаз человека, монета, трос от люстры) | −4 |
Плохая видимость часто мешает действовать
Видимость | Масштаб |
---|---|
Сумерки, грозовое небо, мелкий дождь | −1 |
Полумрак, ясная лунная ночь, лёгкий туман, ливень | −3 |
Звёздная ночь, сильное задымление, густой туман, буран | −4 |
Кромешная тьма, тень Ньярлатхотепа, объятия Никты | −6 |
Дистанция — весьма относительное понятие, и измеряться она будет по-разному в зависимости от того, каким оружием пользуются герои. Так что сценаристу в любом случае придётся делать поправку на оружие. Лук, дробовик, праща и снайперская винтовка будут вести себя по-разному. Так что мы разделили дистанцию на четыре категории, но расстояния за ними могут скрываться разные
Дистанция | Масштаб |
---|---|
Вплотную | Зависит от оружия 1) |
Ближняя | Нет трудности |
Средняя | −1 |
Дальняя | −2 |
Предельная | −4 |
Дистанция, с которой можно попасть, только если невероятно повезёт | −6 |
В случае погони или при иных обстоятельствах, вынуждающих двигаться быстро, поверхность, по которой бегут герои, их друзья и противники, может представлять трудность
Трудность | Масштаб |
---|---|
Скользкий пол, песок на пляже, мелкий гравий, густая трава, слякоть | −1 |
Гололёд; камни, поросшие скользкими водорослями; раскисшая сельская дорога | −2 |
Густые кусты, болотистая почва, бурелом, снег по колено, брод | −4 |
Непролазные джунгли, снег глубиной в человеческий рост, нагромождение каменных глыб | −6 |